О тех, которых забывать нельзя

опека 

 

Проблемы казахстанцев, признанных недееспособными, вынесены на общественные обсуждения 

 Речь пойдет о людях, которые по причине психических отклонений или умственной отсталости признаны недееспособными, в связи с чем над ними установлена опека и они фактически лишены элементарных прав человека и гражданина. Таковых в Казахстане более 40 тысяч человек. Около половины из них находятся в Центрах оказания специальных социальных услуг (ЦОССУ), где их опекуном считается директор учреждения, и более половины пребывает в домашних условиях с назначенными опекунами, как правило, из числа близких родственников.

Эта довольно многочисленная категория наших сограждан долгое время не являлась объектом серьезного общественного внимания. Ситуация несколько изменилась с ратификацией Казахстаном в 2015 г. Конвенции о правах инвалидов (КПИ). Данный документ, ставший важным элементом гуманизации международного права, потребовал внедрения принципиально новых стандартов законодательства и социальной практики. Суть новых подходов в том, что лица с инвалидностью, в том числе ментальной и интеллектуальной, должны обладать полной правоспособностью наравне с другими гражданами.

Для того, чтобы всесторонне оценить правовую и социальную ситуацию и наметить конкретные преобразования в контексте требований КПИ, Минтруда и ПРООН в марте 2023 г. начали комплексный исследовательский проект «Анализ национального института опеки над совершеннолетними лицами и выработка рекомендаций по его совершенствованию». Выполнение проекта поручено Центру социологических и маркетинговых исследований «BISAMCentralAsia». Согласно задачам  проекта, досконально изучен международный опыт реформирования  законодательства и правоприменительной практики в соответствии с принципами и установками КПИ, сделан всесторонний критический обзор соответствия казахстанского законодательства новым принципам и стандартам международного права в отношении лиц с ментальной и интеллектуальной инвалидностью, даны конкретные рекомендации об изменениях в законах и нормативных актах.

В рамках проекта впервые в Казахстане проводится комплексное социологическое исследование по проблемам положения и прав лиц, признанных недееспособными. Завершен уникальный по тематике и методологии опрос, в ходе которого проведено более 300 интервью с совершеннолетними гражданами, находящимися под опекой. Опрашивались также опекуны, социальные работники, руководители и специалисты системы социальных услуг, юристы, правозащитники, психиатры и психологи.

В целом исследование показало определенный прогресс во внедрении в национальную систему опеки принципов и установок Конвенции о правах инвалидов, а также заметный отход от устаревших стандартов психиатрии, позитивные сдвиги в социальной работе. Постепенно совершенствуется нормативно-правовая база опеки, в основном успешно действуют Центры оказания специальных социальных услуг, появляются альтернативные им учреждения с более гибким режимом.

Однако реальное положение лиц с ментальной и интеллектуальной инвалидностью пока далеко от современных правовых и социальных стандартов.

Казахстанское общество не избавилось от социокультурных и психологических стереотипов, мешающих внедрению принципов гражданского равноправия и правозащитных подходов в отношение к лицам с ментальной и интеллектуальной инвалидностью. Это проявляет себя, прежде всего, в отсутствии сколь ни будь широкого общественного интереса к проблемам данного сегмента населения, в стремлении, хотя, как правило, неосознанном и скрываемом, к максимальной изоляции «нестандартных» людей.

Особо острую проблему в связи с внедрением КПИ представляет собой крайне низкий уровень информирования недееспособных и «кандидатов» в недееспособные о своих правах, правовых и социальных возможностях и даже о специфике своего положения. Каждый третий респондент опроса недееспособных вообще не знает, что ему присвоен статус недееспособного. Примерно столько же не знают, что недееспособность устанавливается решением суда. Из тех опекаемых лиц, кто так или иначе информирован о судебном порядке установления недееспособности, 46% не имеет представления о том, кто возбудил иск о лишении дееспособности их самих.43% опрошенных недееспособных не приглашались в суд.  При этом 31% заявили, что у них не было никакой возможности выразить свое мнение в суде ни самостоятельно, ни через адвоката/представителя. Столь вопиющие факты, вскрытые исследованием, говорят о том, что не информированность становится важнейшим фактором широкой распространенности грубых процессуальных нарушений при определении недееспособности.

 Крайне редкими являются случаи восстановления дееспособности. Здесь действует ряд факторов, от изъянов законодательства и правоприменительной практики до корыстных интересов опекунов. Однако главных причин – две. Первая – отсутствие системного мониторинга состояния психического здоровья опекаемых лиц.  Вторая – почти поголовная не информированность недееспособных лиц о возможностях восстановления дееспособности. Не имеют никакого представления о такой возможности почти 70% опрошенных недееспособных.

Реформа законодательства и практики на принципах КПИ отличается исключительной сложностью, так как затрагивает и фундаментальные основы права, и устойчивые социальные и ценностные стереотипы, и административные и профессиональные подходы. Проведенный международный обзор показал, что в мире нет страны, которая могла бы послужить образцом внедрения Конвенции  в национальное законодательство и практику.

На завершающем этапе проекта ПРООН и Минтруда, осуществляемого BISAM, предварительные результаты вынесены на общественные обсуждения.

Общественные обсуждения прошли с в период с 15 по 19 декабря 2023 года в онлайн формате. На них были приглашены представители экспертного сообщества, имеющие профессиональное отношение к исследуемой теме, а также практикующие специалисты, непосредственно вовлеченные в систему опеки. Всего было проведено 3 общественных обсуждения, собравших более 100 экспертов. Мероприятия реализовались по следующим тематическим направлениям:

1.     Социальное направление. В рамках социального направления в общественных обсуждениях приняли участие специалисты, работники органов опеки и попечительства, социальные работники

2.     Медицинское направление. В рамках медицинского направления на общественные обсуждения были приглашены психиатры, психотерапевты, психологи, другие медицинские работники, работающие в учреждениях, оказывающих специальные медицинские и социальные услуги

3.     Юридическое направление. В рамках юридического направления в обсуждениях приняли участие специалисты в области права, правозащитники, общественные деятели

Проведенные общественные обсуждения по каждому из профильных направлений позволили получить дополнительную экспертизу по многим, поставленным в контексте задач и предварительных результатов проекта, вопросам. Кроме того, эксперты и специалисты в рамках своих выступлений выносили на обсуждения и другие актуальные вопросы, касающиеся функционирования отечественной системы опеки, обозначали возможные ориентиры их эффективного решения.

В настоящее время материалы общественных обсуждений тщательно обрабатываются и будут в различных форматах доведены до профессионалов и широкой общественности.